Есть вопросы — звоните! +7 (495) 979 05 44

Ваш заказ: 0 ед. техники »

Главная  /  О компании  /  Статьи  /  Что такое системы безопасности техники ROPS и FOPS? Это стандарты пассивной безопасности для дорожно-строительной техники.

Что такое системы безопасности техники ROPS и FOPS? Это стандарты пассивной безопасности для дорожно-строительной техники.



В описании техники на сайте компании EuroNato часто в описании можно встретить упоминание что техника комплектуется системами ROPS-FOPS, и нам часто задают вопрос, что это такое? И стоит ли обращать внимание на эту характеристику. Итак, расшифровываем аббревиатуру: ROPS (Roll Over Protective Structure) это переводится как «конструкция для защиты при опрокидывании», а FOPS (Falling Objects Protective Structure) это «конструкция для защиты от падающих объектов». Как можно понять, эти системы призваны обеспечить безопасность водителя-оператора, как на спецтехнике (бульдозеры, погрузчики, карьерные самосвалы) так на колёсных грузовых автомобилях.

При этом стоит отметить, что эти системы могут быть как связны друг с другом, так и установлены раздельно, обеспечивая свой узкий сектор безопасности. Так, например, система защиты при опрокидывания изготовленная из труб может оставить пробелы в защите крыши, и наоборот, защита от падающих предметов может не соответствовать уровню защиты при опрокидывании. Но наиболее совершенные системы, интегрированные в силовую конструкцию кабину, помимо эстетической красоты обеспечивают максимальную эффективность дополняя друг друга.   

 

В этой статье мы подробнее расскажем о стандартах ROPS и FOPS, а также о том, почему так важно их соблюдение при проведении строительных работ. Эти категории относятся к так называемым нормам пассивной безопасности машиниста специализированной техники и должны применяться повсеместно, где существует угроза причинения вреда здоровью водителя — на неровных грунтах, при наличии вероятности опрокидывания машины или падения предметов сверху. Конечно, использование этих опций, прежде всего, актуально при эксплуатации таких видов техники как массивные экскаваторы, которые как раз-таки наиболее часто используются на непростых объектах в тяжелых условиях труда. При отсутствии таких мер защиты при переворачивании многотонной техники или обрушении груза, кабина полностью сминается. Поэтому, конечно же, наличием этих систем нельзя пренебрегать при проведении определенных категорий операций, где необходима пассивная безопасность. Что такое пассивная безопасность? (в контексте использования спецтехники). Пассивная безопасность — совокупность конструктивных и эксплуатационных особенностей спецтехники, направленных на упреждение или снижение тяжести дорожно-транспортного происшествия, повреждения специального средства вследствие опрокидывания или падения на него предметов.

 


 

Для начала что говорит о системе безопасности оператора ГОСТ.    

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 3449:2005 "Машины землеройные. Конструкции, защищающие водителя от падающих предметов. Лабораторные испытания и эксплуатационные требования" (ISO 3449:2005 "Earth-moving machinery - Falling-object protective structures - Laboratory tests and performance requirements").

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5). При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.

Настоящий стандарт устанавливает требования к конструкции устройств защиты от падающих предметов (FOPS). Он применим ко всем видам и размерам машин, работающих в различных условиях окружающей среды. Это обеспечивает защиту операторов от падающих предметов различной формы и массы.

Лабораторные испытания позволяют оценивать защитные свойства устройств, используемых для защиты оператора при локализованном проникновении, и, косвенно, способность элементов устройства противостоять ударной нагрузке.

Настоящий стандарт устанавливает постоянные, типовые оценочные характеристики FOPS при нагружении и устанавливает требования для этих устройств при нагружении в стандартном испытании.

Требования к подобным испытаниям на FOPS для экскаваторов (в том числе для экскаваторов на автомобильном шасси) - по ИСО 10262.

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Устройство защиты от падающих предметов FOPS (falling-object protective structure): Система структурных элементов, расположенных таким образом, чтобы обеспечить защиту оператора от падающих предметов (деревьев, кусков скальной породы, небольших бетонных блоков, ручного инструмента и т.д.).

Устройство защиты при опрокидывании ROPS (roll-over protective structure): Система структурных элементов, предназначенная для уменьшения риска нанесения повреждений оператору в случае опрокидывания управляемой им машины при условии применения ремней безопасности.

Примечание: к структурным элементам относят любой подрамник, кронштейн, опору, подпятник, болт, шплинт, подвеску или упругий амортизатор, используемые для крепления на раме машины, за исключением элементов, интегрированных с рамой машины.

Защищенный лимитированный объем DLV (deflection-limiting volume): Ортогональное приближение к объему, занимаемому мужчиной - оператором высокого роста в положении сидя, в обычной одежде и предохранительном шлеме.

Уровень I защиты от проникновения (level I impact protection): Сопротивление удару от небольших падающих объектов (например, кирпича, небольших бетонных блоков, ручного инструмента) на ландшафтных участках расчистки, при работах на магистралях и других работах по обслуживанию.

Уровень II защиты от проникновения (level II impact protection): Сопротивление удару от больших падающих объектов (например, деревьев, кусков горной породы) для машин на участках расчистки, при лесоразработках.

 

Далее ГОСТ говорит о методике испытаний, классификации нагрузки, и прочих методологических условиях. Стоит выделить, что системы FOPS-ROPS могут быть как интегрированные с кабиной, т.е. усиление кабины по стойкам и крыше, являются силовым контуром панелей или штампов деталей оперения машины. А могут быть и установленные впоследствии, при модернизации, при доработке под определённые условия. Например, экскаватор при модернизации и установки харвестерной головки под валочно-пакетирующую машину обязательно будет подвергнут установке защитного каркаса, чаще изготовленного из труб, повторяющих контур не только кабины, но и поворотной части экскаватора. Таким же методом изготавливают защитные каркасы для лесопогрузчиков, лесовозов, спортивных автомобилей. Но некоторые производители предлагают полностью оригинальные кабины. В этом случае, и в случае установки системы FOPS-ROPS сертифицированным производителем, внутри кабины устанавливается информационная табличка от производителя на соответствие требованиям и уровню защиты.

 

Теперь на вопрос «А зачем это нужно» отвечаем: при работе в средах, таких как горнодобывающая промышленность, строительство и лесное хозяйство, безопасность работ - один из главных приоритетов. Оператор транспортного средства находится в зоне постоянного риска опрокидывания транспортного средства, или в опасной зоне тяжелых падающих предметов. Без адекватной защиты могут произойти несчастные случаи с людьми, которые могут привести к самым серьезным травмам и увечьям. В категорию опасных мест можно отнести все виды строек, включая городские, где есть риск падения с высотного здания или с крана груза, или просто строительного мусора. Поэтому это нужная опция в технике, и экономить на ней не стоит.    

 


 

jcb-fops-rops

Наиболее популярный объект установки систем FOPS-ROPS это конечно строительная самоходная землеройная и погрузочная техника. Область работ таких машин - это прямое назначение - работа на стройке, землеройные работы, карьерные работы как на отрытых, так и закрытых работах, в лесной промышленности. В этих всех условиях защита кабины оператора просто необходима. Например, защита специальных карьерных самосвалов обеспечивает защиту от падающей руды с ковша экскаватора. Но помимо тяжелых машин и бульдозеров, системами защиты так же оборудуется массовые землеройные машины, используемые повсеместно, как например на экскаваторе-погрузчике JCB 4CX на фотографии слева. Кабина погрузчика сварена на оригинальном стапеле с интегрированной системой FOPS-ROPS. Стоки кабины усиленные, высокопрочные, защищают оператора при опрокидывании. Крыша кабины имеет характерную кепку в виде нахлеста стальных листов крыши, которая имеет толщину в 10 мм. Крыша двухслойная, высокозащищённая от падающих предметов. А нахлесты листа позволяют защитить стекла спереди сзади от ударов. Компания ЕвроНато под заказ может установить не только защитный каркас, но и имеет возможность производить под заказ клиента системы FOPS-ROPS, а также оригинальные кабины для установки на технику производства JCB, Caterpillar, Case, Terex, Volvo. В комплектацию кабины может входить так же бронированные стекла, внешние защитные решетки, тросы для защиты кабины от хлыстообразных ударов ветками и стальными канатами.      

 


 

zashhita-samosvala-fops-rops

Непременный атрибут самосвалов для открытых горных работ - это специальный самосвальный кузов, который имеет развитый козырек впереди самого кузова, цель которого защитить кабину, которая подвергается в первую очередь падению руды с ковша экскаватора. Так же кузов при опрокидывании кузов защищает самосвальную машину при опрокидывании, с повышенными требованиями при работе в карьерных условиях, где есть риск падения самосвала с уступа. Компания ЕвроНато производит самосвальные автомобили, как общего назначения, так и специальные. Это автосамосвалы для открытых горных работ, самосвалы для подземных горных работ, туннельные грузовые самосвальные думперы. На всех этих самосвалах устанавливаются кузовные платформы карьерного типа с защитными системами FOPS-ROPS. Компания устанавливает самосвальные надстройки на обычные колёсные шасси, на доработанное автомобили, с целью повышения характеристик. Так же компания дорабатывает автомобильные шасси под требуемые условия, включая установку подкатных осей для повышения грузоподъемности и проходимости. Кузов для самосвала представляет собой открытый цельнометаллический резервуар с ровной или дугообразной (вогнутой внутрь) платформой с глухими или открывающимся бортами (боковые или задние). В отличие от грузовых кузовов, в самосвале борт подвешивается сверху, на верхних шарнирах (фартучная подвеска). Существуют примерно следующие типы кузовов: прямоугольный; полуэллиптический; корытообразный; ковшового типа; совкового типа. Прямоугольный тип кузова имеет самый большой полезный объем. Но имеет и свои недостатки. Прямые углы такого кузова плохо самоочищаются. Полуэллиптическая форма применялась для перевозки бетона и раствора, когда не было широкого распространения бетоно-транспортирующих миксеров.


 

rops-and-fops

Существуют системы FOPS-ROPS монтируемые сторонними компаниями, так называемыми «бодибилдерами», или кузовные мастерские. В качестве примера представлен автомобиль-шасси Astra, подготовленный под установку оборудования и платформ. Стандартные автомобильные шасси не оснащаются защитными комплектами, мало того, не существуют обычные кабины, оснащённые оборудованием FOPS-ROPS. Это связано с областью эксплуатации и сложностью подобных решений, и конечно низким спросом. Но некоторые компании предлагают устройства, показанные на фотографии. Это установленные позади кабины стальные конструкции Г-образного типа, с защитной платформой над кабиной. Подобные конструкции позволяют быстро и не дорого защитить оператора-водителя. А при установке на самосвал, решают задачу возможного ремонта двигателя путем опрокидывания кабины при лежачем кузове. Для этого Конструкция FOPS-ROPS может иметь сверху механизм откидывания защиты кабины от падающих предметов. Такая опция полезна на строительных и внедорожных машинах, включая автосамосвалы, автобетоносмесители, автокраны. Более сложные конструкции с развитым силовым трубчатым контуром по периметру кабины предлагаются на лесовозных и сортиментовозных автомобилях. Это обязательное условие для таких машин, так как погрузка леса в сортиментах и хлыстах всегда чревата падением бревна на кабину. Но помимо падения бревен всегда сопутствующие проблемы на вывозе леса - это удары ветками по оперению кабины, возможные хлысты тросами лебедок, и прочие неприятности, от которых защищает система FOPS-ROPS.

 

 

Что такое системы безопасности техники ROPS и FOPS? Это стандарты пассивной безопасности для дорожно-строительной техники. Компания производит установку систем FOPS-ROPS на специальную технику, включая производство и монтаж защитных систем на погрузчики, экскаваторы, самосвалы, бульдозеры, грузовые шасси. Особое направление работ, это разработка систем защиты для базовых гусеничных шасси для производства на их базе валочно-пакетирующих машин. Производство и продажа навеса FOPS и монтаж структурной защиты от падающих объектов, установленный на раму (каркас безопасности) ROPS, предназначен для защиты оператора от возможного падения предметов сверху. Таким образом, технологии FOPS защищают оператора от различного рода вертикальных нагрузок. ROPS и FOPS системы в Москве по низким ценам. При работе в средах, таких как горнодобывающая промышленность, строительство и лесное хозяйство, безопасность работ — один из главных приоритетов. Оператор транспортного средства находится в зоне постоянного риска опрокидывания транспортного средства, или в опасной зоне тяжелых падающих предметов. Производство кабин оператора спецтехники с использованием конструктивных элементов безопасности, отвечающих стандартам ROPS и FOPS на сегодняшний день является обязательным условием для сертификации спецтехники на допуск к работе в карьерах и открытой горной работе в условиях сложных и неоднородных грунтов. Производство кабин оператора спецтехники с использованием конструктивных элементов безопасности, отвечающих стандартам ROPS и FOPS на сегодняшний день является обязательным условием для сертификации спецтехники на допуск к работе в карьерах и открытой горной работе в условиях сложных и неоднородных грунтов.


Назад 09 Декабря 2020 г.